ПОЛЛОН. В самом заглавии —
избранный нами путь. Это, конечно, менее всего —
найденный вновь путь к догмам античного
искусства. Классицизм — подражание совершенным
художникам Греции и Ренессанса — если и возможен
опять, то лишь как мимолетное увлечение или как
протест против бесформенных дерзаний
творчества, забывшего законы культурной
преемственности. Действительно, этот протест
ощущается теперь и в литературе, и в пластических
искусствах, и возможно, что ему суждено
определиться яснее, формальнее. Но широкий путь
‘аполлонизма’, который грезится нам, не может
совпасть с легкой, утоптанной школьными
учителями всех веков, дорожкой, ведущей к Парнасу
и в холодные академические кумирни.
Аполлон — только символ, далекий зов из еще не
построенных храмов, возвещающий нам, что для
искусства современности наступает эпоха
устремлений — всех искренних и сильных — к новой
правде, к глубоко-сознательному и стройному
творчеству: от разрозненных опытов — к
закономерному мастерству, от расплывчатых
эффектов — к стилю, к прекрасной форме и к
животворящей мечте.
Какая это правда — разве можно сказать? Всякий
ответит по-своему. Всякий принесет с собой то, что
взлелеяно им и освящено его верой. Будут
несогласия, будут споры, будут самые
противоречивые решения. Лик грядущего Аполлона
нельзя увидеть. Мы знаем только, что это лик — не
греческий, с чертами застывшими в божественном
иератизме, и не лик Возрождения, а современный, —
всеми предчувствиями новой культуры, нового
человека овеянный лик. Потому и невидимый нам.
Потому и желанный. Для искусства самое страшное
— мертвый образец. Но нет ничего нужнее, насущнее
идеала... Какое старое, безароматное, точно
угасшее слово! И все-таки оно должно гореть опять,
чтобы вдохновились эстетические стремления
человечества.
Мечта о вдохновляющем идеале, разумеется, уводит
нас за пределы специально-художественных задач и
тем. Но цели 'Аполлона' остаются, тем не менее,
чисто-эстетическими, независимо от тех
идеологических оттенков (общественного,
этического, религиозного), которые может
получить символ Сребролукого бога — в устах
отдельных авторов. Пусть искусство
соприкасается со всеми областями культурной
сознательности, — от этого оно не менее дорого
нам, как область самостоятельная, как
самоцельное достояние наше — источник и
средоточие бесчисленных сияний жизни.
Давая выход всем новым росткам художественной
мысли, — ‘Аполлон’ хотел бы называть своим
только строгое искание красоты, только
свободное, стройное и ясное, только сильное и
жизненное искусство за пределами болезненного
распада духа и лженоваторства.
Это определяет также и боевые задачи журнала: во
имя будущего необходимо ограждать культурное
наследие. Отсюда — непримиримая борьба с
нечестностью во всех областях творчества, со
всяким посяганием на хороший вкус, со всяким
обманом — будь то выдуманное ощущение, фальшивый
эффект, притязательная поза или иное
злоупотребление личинами искусства. |